
Ассоциация СИЗ
Входим в Ассоциацию
разработчиков изготовителей
и поставщиков средств
индивидуальной защиты
Идет загрузка данных
0 |
Как быстро предупредить об опасности или указать правильное направление движения? Проще всего сделать это с помощью цветовых сигналов, поэтому в 1984 году появился ISO 3864, международный стандарт, который унифицирует цвета и графические символы для знаков безопасности. В статье расскажем, какие исследования легли в основу действующих нормативных актов, а также какие предпосылки привели к их появлению.
Использовать цвет в качестве предупреждения начали еще в древние времена — вспомните, например, боевой раскрас индейцев. Воины наносили черные и красные цвета на лица, чтобы показать свою ярость, мужество, стремление к победе. Это помогало напугать и деморализовать противника еще до начала боя.
Интересно, что такие же принципы существуют в животном мире, это явление называют апосематизм. Лягушка не может договориться с птицей, у них нет никаких способов общения. Но она может сказать: «Не трогай, я ядовитая» с помощью цвета. Большинство опасных животных получили от природы яркую окраску: например, ужасный листолаз (лягушка-дротик), коралловый аспид и даже наша божья коровка. В результате хищник, который хотя бы раз попытался съесть такого персонажа, запомнит на всю жизнь: это несъедобно. Кстати, ряд животных мимикрируют под опасных: повторяют их окраску, чтобы отпугнуть врагов, например, неядовитые королевские змеи очень похожи на коралловых аспидов.
Чаще всего в природе животные используют красный, белый, черный и желтый цвета: они хорошо видны на фоне зеленых листьев, травы, песка и коры деревьев.
Видимо, именно поэтому в разных странах сложились общие цветовые ассоциации. Человек перенял природный язык и стал использовать цвет для обозначения опасности, запрета и разрешения еще до появления современных технологий — в боевой раскраске, символике. Наиболее древний мнемонический цветовой ряд выглядит следующим образом:
белый — свет, серебро, чистота, бесстрашие;
черный — земля, темнота, смерть;
желтый — солнце, золото, внимание;
красный — кровь, огонь, угроза;
синий — небо, воздух, высота.
Давайте рассмотрим, как появилась цветовая сигнализация на примере светофоров.
История современного светофора начинается с железнодорожной сигнализации, а та, в свою очередь, с оптических (семафорных) телеграфов: системы сооружений, где визуальную информацию передавали на дальние расстояния с помощью семафорной азбуки.
В XIX веке поезда управлялись системой семафоров: днем — с помощью механических флажков и стрел, ночью — благодаря цветным фонарям. Изначально схема была следующей: красный означал «стоп», белый — «можно ехать», а зеленый — «внимание». Но у нее были недостатки: белый свет легко было спутать с фонарями или звездами ночью. Поворотным моментом в истории ж/д сигнализации Великобритании стала авария на железной дороге в Абботс-Риптон в 1876 году. Из-за сильной метели сигнальные устройства вышли из строя: снег и лед мешали семафорным стрелам переходить в положение «стоп» (красный), красная линза просто не опускалась, поэтому продолжал светить белый свет «можно ехать». Это привело к столкновению пассажирского экспресса с грузовым поездом, а затем и к второму столкновению с другим экспрессом, что вызвало многочисленные жертвы. В результате были внедрены новые стандарты: сигнал «можно ехать» стали подавать зеленым светом, чтобы поврежденная или не сработавшая красная линза не могла повлиять на безопасность ж/д транспорта и его пассажиров. А для предупреждения машинистов о том, что нужно быть внимательнее, начали использовать желтый сигнал.
В середине XIX века, когда на улицах крупных городов стал массово появляться автомобильный транспорт, и ему приходилось конкурировать с трамваями, конными экипажами и пешеходами, стало очевидно — нужна новая система управления движением. До этого на оживленных перекрестках было достаточно одного регулировщика, но теперь он не справлялся с хаосом. Чтобы представить себе весь масштаб проблемы, давайте вспомним, что футбольный клуб LA Dodgers был назван в честь «Trolley Dodgers» — пешеходов, которым буквально приходилось спасать свою жизнь, уворачиваясь от быстрых трамваев.
Первые решения были механическими: в 1868 году в Лондоне на одном из перекрестков появилась система, разработанная инженером Джоном Пиком Найтом. Днем регулировщик поднимал и опускал сигнальную стрелу, а ночью использовались красные и зеленые газовые фонари. Однако после несчастного случая — взрыва газопровода — проект был закрыт до XX века.
В США развитие шло стремительнее. Вначале движением управляли полицейские с помощью красных, желтых и зеленых фонарей. В 1912 году полицейский Лестер Уайр предложил первый электрический двухцветный светофор, но не запатентовал свое изобретение. В 1914 году в Кливленде установили двухсветовой автоматический электрический светофор, который придумал и запатентовал Джеймс Хоге. А в 1920 году офицер Уильям Поттс из Детройта добавил третий цвет — желтый — чтобы уменьшить число аварий при смене сигнала. Поттс, как и Уайр, не патентовал свое изобретение, поэтому автоматический трехсветовой светофор был запатентован в 1923 году Гарреттом Морганом.
Выбор цветов для светофора — не случайность и не вопрос эстетики. Это решение, опирающееся на физику, физиологию зрения и психологические реакции.
Красный — цвет с самой длинной длиной волны в видимом спектре. Он лучше всего различим на расстоянии и в сложных погодных условиях. Психологически ассоциируется с опасностью, тревогой, необходимостью немедленного реагирования. Именно поэтому его используют как сигнал остановки — и в природе (у ядовитых животных), и в дорожной системе.
Желтый — один из самых заметных цветов для человеческого глаза. Он предупреждает, активизирует внимание, но не несет такого давления, как красный. Изначально желтый использовали даже на знаках «стоп», но со временем его роль сместилась к сигналу «внимание».
Зеленый — ассоциируется с безопасностью. Его хорошо видно при любом освещении, и он мягко сигнализирует о том, что движение разрешено.
С появлением Manual on Uniform Traffic Control Devices в США (1935 год) и других международных регламентов, красный, желтый и зеленый были закреплены как универсальные цвета для управления движением.
Мы подробно рассмотрели историю знаков безопасности в отдельной статье. Поэтому останавливаться на ней не будем, рассмотрим с точки зрения психологии цвета.
Итак, к началу XX века у человечества уже была унифицированная система сигналов из красного, желтого и зеленого для участников дорожного движения. Но стандарты оформления знаков безопасности, тем более международные, отсутствовали. Компании самостоятельно определяли цвет, форму и текст предупреждений, что приводило к путанице и снижению эффективности коммуникации. Первые попытки стандартизации были предприняты в 1914 году, когда Бюро компенсации работникам (Worker's Compensation Bureau) опубликовало брошюру, призывающую использовать знаки опасности на языках работников. Однако конкретные рекомендации по цветам и дизайну отсутствовали.
В 1941 году Американская ассоциация стандартов (ASA, позже Американский национальный институт стандартов ANSI) выпустила стандарт ASA Z35.1, который впервые определил спецификации для промышленных знаков предупреждения об авариях. Этот стандарт установил форматы для знаков «Опасность», «Осторожно», «Информация», «Выход», включая рекомендации по цветовой гамме.
Первым международным стандартом стал ISO 3864, который был впервые опубликован в 1984 году. Он определял цвета и формы знаков безопасности. Стандарт состоит из четырех частей:
ISO 3864-1:2011 — основные принципы проектирования знаков безопасности;
ISO 3864-2:2016 — требования к знакам безопасности на товарах;
ISO 3864-3:2012 — принципы создания графических символов;
ISO 3864-4:2011 — цвета и фотометрические свойства материалов знаков.
В России основным нормативным актом является ГОСТ 12.4.026-2015.
На производстве можно повесить огромный плакат с надписью «Не входи, убьет!». Но если у вас работают сотрудники из других стран, которые не знают русского языка, эффект от такого текста будет нулевым. А это значит, что риск несчастного случая многократно возрастает. Но если знак выделен красным цветом, а на нем нарисованы череп и скрещенные кости, смысл ясен даже без перевода. Именно поэтому международные нормы делают акцент на визуальных средствах: цвет, пиктограмма и форма работают вместе, чтобы обеспечить понятность знака на уровне восприятия, а не чтения.
Исследования Health and Safety Executive (HSE, Великобритания) показывают, что иностранные сотрудники часто вынуждены скрывать недостаточный уровень языка, чтобы сохранить рабочее место. А это значит, что проведения инструктажей по охране труда и технике безопасности может быть недостаточно. Простые и понятные знаки защищают сотрудников от производственных травм, а работодателей — от исков, штрафов и компенсаций.
Знак безопасности должен привлекать внимание: это актуально не только для предприятий, но и просто для городских улиц. Огромное количество рекламных мешает сконцентрироваться, они просто сливаются в одну разноцветную полосу. Поэтому действительно важная информация подается кратко, четко, как восклицательный знак в середине сплошного текста.
Каждый цвет в системе знаков безопасности выбран не случайно — он сочетает физиологические, культурные и психологические особенности восприятия. Ниже представлены базовые категории цветов и их значения, закрепленные в международных и российских стандартах:
Красный — запрет, немедленная опасность, пожарная безопасность. Исследования доказывают, что он вызывает тревогу, мобилизует внимание, активизирует работу мозга — это инстинктивная реакция. Цвет отлично виден в условиях тумана и пыли благодаря своей длинноволновой природе. Поэтому он применяется для:
запрещающих знаков;
указателей расположения огнетушителей и пожарной сигнализации;
знаков «Стоп» и аварийной остановки.
Желтый — предупреждение и внимание. В серых промышленных цехах, в нейтральных залах ТЦ, отелей и супермаркетов желтые знаки хорошо видны. Пиктограммы на них быстро воспринимаются, напоминают об осторожности. Этим цветом выделяют:
знак «Опасность! Высокое напряжение»;
таблички «Осторожно, скользкий пол»;
биологические и химические риски.
Синий — предписание. Это нейтральный, холодный цвет, который воспринимается как авторитетный. Поэтому таким образом оформляются обязательные меры:
ношение каски, очков, респиратора;
соблюдение инструкций («держите дверь закрытой» и т. п.);
инструкции по эксплуатации оборудования.
Зеленый — спокойствие, безопасность. Он ассоциируется с движением вперед, выбором правильного направления. Используется в знаках:
аварийного выхода;
эвакуационного маршрута;
медицинской помощи.
Восприятие цвета имеет свои культурные особенности. Например, красный в Азии — цвет счастья, желтый в Египте и Латинской Америке ассоциируется с трауром. Но в контексте знаков безопасности действуют общие правила, закрепленные международными стандартами.
Даже в системе, где цвета, формы и пиктограммы строго регламентированы, возможны ситуации, когда знак теряет эффективность. Один из таких примеров — знак радиационной опасности, известный как «трилистник».
Этот символ появился в 1946 году в Лаборатории радиации Калифорнийского университета в Беркли. Изначально он был пурпурного цвета на синем фоне, но позже цвет заменили на более контрастный: черный на ярко-желтом. Символ официально вошел в международный стандарт ISO 361, а затем — в ГОСТ Р 12.4.026-2015 как обозначение ионизирующего излучения.
Однако исследования, проведенные Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), показали: традиционный «трилистник» не всегда интуитивно воспринимается как предупреждение об опасности, особенно у детей и людей без технического образования. В некоторых странах его принимали за символ вентилятора или цветка.
Чтобы решить эту проблему, в 2007 году появился новый знак — ISO 21482. Он разработан специально для высокоактивных источников радиации, которые могут быть смертельно опасны при контакте. Выглядит как красный треугольник в черном контуре, где к трилистнику добавили череп с костями и силуэт бегущего человека, используется как дополняющий к оригинальному желтому. Это пример решения ситуации, когда стандартной пиктограммы и цвета недостаточно, и ее приходится усиливать путем эмоциональных сообщений и универсального знака опасности.
Дети — одни из самых уязвимых участников общественного пространства. Они быстро отвлекаются, не всегда умеют читать и не различают сложные инструкции. Поэтому цвет и форма становятся основными средствами предупреждения о рисках.
Ученые гонконгского университета (The Hong Kong Polytechnic University) провели исследование, в котором приняли участие 30 детей 7–11 лет. Им дали задание: нарисовать 12 знаков безопасности, используя 6 фломастеров разных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, черный), а потом объяснить, почему был выбран тот или иной цвет. Результаты показали, что восприятие цвета детьми не совпадает с международными стандартами: младшие школьники не различают уровень опасности по оттенкам (например, красный — высокая опасность, желтый — средняя). Синий стабильно ассоциировался с водой — в знаках вроде «вымой руки», «скользкий пол». Оранжевый и желтый дети использовали в основном по аналогии с предметами (например, «руки телесного цвета» → оранжевый), но не связывали с опасностью. Красный чаще всего использовали по назначению, для запрещающих знаков, а вот зеленый и черный выбирались по остаточному принципу или для красоты.
Это означает, что, во-первых, детей нужно знакомить с общими знаками безопасности как можно раньше, уже в детском саду, а во-вторых, дизайнерам при проектировании детских общественных пространств нужно учитывать особенности детского восприятия, добавлять более очевидные пиктограммы и дублировать знаки в игровой форме.
В России проводятся обучающие мероприятия, начиная с детского сада. Во многих из них оборудуются автогородки, где дети учатся распознавать дорожные знаки и сигналы светофора, правильно вести себя на дороге. Также воспитатели через игру рассказывают о правилах безопасности, отрабатывают с детьми действия при эвакуации, учат сохранять спокойствие и быстро реагировать на обстоятельства.
Уголок безопасности в детском саду рекомендуется оформлять таким образом, чтобы ребенку были хорошо видны плакаты и таблички — на уровне глаз. Важны яркие цвета, крупные элементы и знакомые визуальные образы, например, герои любимых мультфильмов. Для самых маленьких дошкольников важно, чтобы предметы можно было не только рассмотреть, но и потрогать, для этого можно использовать фигурки людей и автомобилей и т. д. Прекрасно, если будут игровые модули: светофор с переключающимися световыми сигналами, детский телефон для отработки вызова экстренных служб, спецодежда. Алгоритмы действий в опасных ситуациях отрабатываются тоже в виде игры, здесь важно закрепить связи со знаками и действиями.
В школах навыки закрепляются и расширяются. Детей учат не только знакам и их цветовой дифференциации, но и практике: как оказать первую медицинскую помощь, как безопасно ездить на общественном транспорте самому, как себя вести на массовых мероприятиях и т. д.
Цвет — важная часть оформления знаков безопасности, именно он заставляет остановиться, обратить внимание и действовать. Такой эффект основан на тысячелетнем опыте человечества, наблюдении за природой, культурных традициях, а затем — на научных исследованиях, стандартах и экспериментах. Стандарты развиваются, адаптируются под разные возрастные и культурные группы, преследуя одну цель: вовремя предупредить человека о рисках и защитить его от опасностей.
Входим в Ассоциацию
разработчиков изготовителей
и поставщиков средств
индивидуальной защиты
Отгрузка в кратчайшие сроки,
большие товарные запасы,
быстрая доставка
Работаем с 1991 года,
более 60 000 клиентов,
уникальная система
контроля качества