Списание и учет спецодежды
0 |
В 2023 году списание спецодежды следует проводить в соответствии с новыми требованиями законодательства. Эта процедура регламентируется документом Минфина №135н от 26/12/02 (п. 2, 7).
Где отражается выдача специальной одежды работнику
Правильный и эффективный учет выдачи спецодежды сотрудникам можно реализовать тремя способами:
-
Электронные таблицы. Можно настроить электронные таблицы и бланки. В них постепенно вводят информацию, актуализируют ее и сверяют с бухгалтерским отделом. Такой способ является не самым удобным, так как разобраться с многопользовательскими таблицами порой непросто.
-
Бухгалтерский учет. В одной программе можно отобразить все разрезы учета специальной одежды. Такой вариант наиболее удобен для предприятий с небольшим количеством сотрудников.
-
Программа оперативного учета. Отдельный модуль программы позволит собрать в себе все данные из информационных систем, существующих на предприятии. На реализацию такого учета нужно потратить время и средства, но при большой объеме данных положительный эффект окупит вложения.
Причины списания спецодежды:
-
физический износ элементов экипировки;
-
увольнение сотрудника;
-
моральное устаревание индивидуальных средств защиты;
-
непредвиденная порча специальной одежды в результате возникновения аварийной ситуации;
-
переход сотрудника на другую должность (в результате понижения или повышения);
-
безвозмездная передача спецодежды сотруднику;
-
приобретение одежды и обуви сотрудником;
-
хищение или намеренная порча СО.
Если у рабочей одежды истек срок рекомендуемой эксплуатации, но она еще пригодна к использованию, то ее не утилизируют. Форма возвращается сотруднику предприятия, а в акте, в качестве причины указывают износ или утрату.
Нормы списания специальной одежды
Обязательства работника и работодателя в отношении обеспечения спецодеждой, ее учета и контроля использования, являются двусторонними. Соблюдение нормативов контролируется Приказом №290н от 01.06.2009.
В обязанности работодателя входит:
-
выдача качественной, сертифицированной специальной одежды и обуви, а также средств индивидуальной защиты;
-
обеспечение правильного сезонного хранения, стирки, чистки.
Работник, в свою очередь, обязуется аккуратно относится к выданному комплекту экипировки, следить за его надлежащим состоянием. Грязная одежда или вещи с дефектами не допускаются к эксплуатации на рабочем месте.
Нормы списания одежды устанавливаются на каждом предприятии.
Они могут быть:
-
локальными — прописаны во внутренних актах предприятия, изменения вносятся работодателем или специальной комиссией;
-
типовыми — относятся к конкретному типу одежды;
-
отраслевыми — распространяются на все объекты определенной отрасли.
Если нормы повышены из-за высокой интенсивности работ или по другим причинам, работодатель обязан это обосновать при помощи соответствующего нормативного акта и независимой оценки трудовых условий.
Оформление акта списания спецодежды
Списание СИЗ требует оформления первичных документов. В законодательстве нет информации об обязательной форме составления акта, поэтому работодатель может использовать унифицированные, например МБ-4 или МБ-6.
Исходя из стоимости и срока полезного использования спецодежды, она может относиться к основным средствам предприятия. В этом случае нужно использовать унифицированную форму ОС-4.
Акт на списание имеет содержательную часть, где нужно указать несколько обязательных пунктов:
-
Единицы спецодежды или средств индивидуальной защиты.
-
Номенклатурный номер списываемой одежды.
-
Мера измерения.
-
Количество единиц, подлежащих списанию.
-
Расчетная стоимость списываемых изделий.
-
Дата начала эксплуатации специальной одежды.
-
Срок годности, установленный производителем СО.
-
Дата списания, рекомендованная для средства индивидуальной защиты данного вида.
-
Причина списания.
Если хотя бы одного из обязательных пунктов не будет в акте, документ посчитают недействительным.
Предприятие имеет право указать дополнительные сведения, касающиеся списываемого имущества. В акте должны быть отмечены поля для подписей и ФИО членов комиссии по списанию СО, и ее председателя. Документ предусматривает утилизацию спецодежды.
Списание СО при увольнении сотрудника
Если уволившийся сотрудник проработал в компании меньше одного года, его спецодежда остается пригодной к использованию, поэтому списывать ее нецелесообразно. В этом случае процедура списания приостанавливается, пока новому работнику не выдадут этот комплект рабочей одежды. Возобновление списания стоимости происходит тогда, когда одежда снова используется.
Списание спецодежды, пришедшей в негодность
Списание рабочей одежды по причине непригодности производится в следующих случаях:
-
факт хищения средств индивидуальной защиты или СО;
-
повреждение одежды без возможности восстановления;
-
действие пожаров, стихийных бедствий и других непредвиденных ситуаций.
Какой счет будет использован для отражения специальной одежды в бухгалтерии, зависит от периода ее эксплуатации. В учете списание СИЗ со сроком эксплуатации до 1 года будет отображаться как «Запасы» (согласно ФСБУ 5/2019). Если этот срок превышен, учет производится по «основным средствам». Порядок списания одежды тогда будет ежемесячным.
Списание зимней одежды немного отличается. Выдача теплого комплекта СО происходит раз в три года. В теплое время одежда остается на хранение и чистку у работодателя. Списание зимних вещей отражается в отчете ежемесячно, ежеквартально и ежегодно.
Проводки по списанию специальной одежды
Проводки зависят от того, как спецодежда была учтена при поступлении на предприятие. Минфин рекомендует учитывать СО в составе материально-производственных запасов, вне зависимости от срока эксплуатации. При соответствующих условиях организация имеет право учитывать спецодежду в составе ОС. Отображать экипировку в составе основных средств также можно в случае ее высокой стоимости — от 100 000 рублей.
Можно ли использовать специальную одежду повторно
Выдавать использованную одежду новым сотрудникам можно. Для этого потребуется сверить сроки носки и определить процент износа. Этим занимается отдел охраны труда. Его задача — определить, пригодна ли экипировка для дальнейшего использования.
Возможность повторного использования СО зависит от отрасли производства. Например, спецодежду медперсонала следует менять по мере ее загрязнения. Врачи переодеваются ежедневно и не могут передавать свою форму другому сотруднику. Замену специальной одежды в отделениях эндоскопии производят не реже одного раза в смену.
Расчет процента износа специальной одежды
Срок эксплуатации специальной одежды и обуви зависит от следующих факторов:
-
срок годности, указанный изготовителем;
-
полная или частичная утрата защитных функций изделия;
-
свойства и особенности материалов, из которых сшита одежда.
Сотрудники отдела охраны труда проводят такие мероприятия:
-
осмотр рабочей формы или средств индивидуальной защиты на наличие следов использования;
-
анализ условий использования одежды;
-
оценка срока эксплуатации изделия.
Как списать и утилизировать СО без санкций
Работодатель обязан хранить списанные вещи до 11 месяцев. После этого спецодежде присваивается III класс опасности отходов. Он может быть повышен, если спецовка имеет на поверхности специфические загрязнения.
Утилизацию одежды нужно проводить вовремя, с участием лицензированной компании. Акт о процедуре выдается владельцу предприятия.
Если утилизация проводится с нарушениями или наносит вред окружающей среде, на работодателя будут наложены следующие штрафные санкции:
-
40 00–50 000 рублей или приостановка деятельности на полтора месяца — для оформленного по закону индивидуального предпринимателя;
-
300 000–400 000 рублей или приостановка деятельности на полтора месяца — для юрлиц;
-
20 000–40 000 рублей — для должностных лиц;
-
3 000–4000 рублей — для физлиц.